Феномен эвакуации в культурной жизни города
Студенты 1 курса специальности «Право и социальное обеспечение населения» не новички в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина. Вот и 26 апреля мы вновь посетили библиотеку, чтобы накануне великого праздника – Дня Победы – стать участниками авторской культурологической экскурсии руководителя читального зала Елены Валентиновны Дедовой «Феномен эвакуации в культурной жизни города».
Эта интересная, информативно насыщенная виртуальная экскурсия дала ребятам ответ на вопрос, благодаря чему появилось в нашем городе знаменитое хореографическое училище, в чем секрет успеха Пермского театра оперы и балета в стране и за рубежом.
Ответ на эти вопросы студенты узнали из рассказа об эвакуации в город Молотов (так с 1940 по 1957 год называлась Пермь) знаменитого Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. В годы Великой Отечественной войны на пермской сцене блистали и великая Галина Уланова, и Наталья Дудинская, и Татьяна Вячеслова… У нас в Перми оказалась и Екатерина Гейденрейх, благодаря усилиям которой было открыто Пермское хореографическое училище.
Непросто столичным актерам было приспособиться к сравнительно маленькой сцене молотовского театра («танцевать на пятачке»), но артисты были вознаграждены за все трудности интересом и даже обожанием, с которым встречали жители города каждый спектакль. Зрительный зал всегда был переполнен, и каждый вечер у театра можно было видеть группу людей с разочарованными лицами, которым не досталось билетика.
Действующая и ныне гостиница «Центральная», находящаяся недалеко от оперного театра, в годы войны стала пристанищем для артистов, композиторов, писателей, поэтов. Ее любовно называли в народе «Семиэтажкой».
Гостиница «сыграла огромную роль – крыши над головой во время большого шторма», – вспоминал Вениамин Каверин, автор известного романа «Два капитана», над которым работал в Перми.
В «Семиэтажке» А. Хачатурян написал знаменитый балет «Гаянэ». Юрий Тынянов дописывал здесь роман «Пушкин». Вера Панова создала своих «Спутников». Уникальный ясновидец Вольф Мессинг тоже был жителем «Семиэтажки».
Пермский поэт Владимир Радкевич писал о легендарной гостинице:
С войны ты сумела остаться –
Как боль и как память – живой…
Гостиница «Семиэтажка»,
Лет огненных дом угловой.
Над этим возвышенным домом
Заря милосердья плыла,
И дом приближался, как донор,
Радушья, добра и тепла…
Помнит город и Сергея Прокофьева, который приехал в Пермь в июне 1943 года. Композитор работал над музыкой к балету «Золушка». Сопоставляя события давно минувших лет и сегодняшний день, интересно заметить, что совсем недавно (в 2016 году) в Перми был поставлен балет на музыку С. С. Прокофьева «Золушка», который получил в апреле нынешнего года три (!) Золотые маски. Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, руководящий театром с 2011 года, объясняя, чем привлекла его Пермь, сказал в радиоинтервью: «Первое, что я искал в Перми, – дух этой Золушки». Вот такая интересная перекличка времен!
Даниил Ермаков, группа П1-17(1):
Нам рассказали о том, какое значение имело искусство в годы войны. Оно поднимало людям настроение, объединяло и давало надежду. Экскурсия заинтересовала меня, мне захотелось больше узнать о том времени.