Мастер-класс «Смотреть или видеть: визуальное на уроках обществознания»

8 октября в Центре науки краевой библиотеки имени М.А. Горького преподаватели Пермского колледжа экономики и управления приняли участие в мастер-классе на тему «Смотреть или видеть: визуальное на уроках обществознания». Преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГГПУ Максим Ильин рассказал аудитории о новом направлении гуманитарных исследований – визуальной антропологии. Новая область научного знания работает с методами анализа визуальных объектов и по мнению ученого, поможет преподавателю представлять учебную информацию в ярких и запоминающихся образах.

Мастер-класс проходил в режиме «trial lesson» (пробное занятие), который подразумевает показательную работу с фокус-группой. Максим Ильин показал, как представить ту или иную общественно тему, опираясь только на визуальный материал - фотографии и видеоролики.

Для показательного разбора ведущий выбрал фотографию, сделанную в одном из штатов Индии. Сотни тысяч людей живет в этой густонаселенной стране за чертой бедности. Государство стремиться поддержать нуждающихся, через плановое распределение продуктов питания. Государственные служащие идентифицируют людей в пунктах выдачи продовольствия через сканирование сетчатки глаза. На снимке фотограф представил конкретной пример такой идентификации: индийский мальчик снизу-вверх смотрит в глазной сканер. Ведущий пояснил, что на фото изображен момент, когда из-за технического сбоя, аппаратура не опознавала мальчика в системе. Частный репортажный снимок, таким образом, позволил рельефно и наглядно представить проблемы социальной стратификации, взаимоотношения государства и общества, роль технологий в жизни человека. В этом и состоит смысловое ядро методики.

В основной части мастер-класса старшеклассникам предложили, основываясь на ряде фотоснимков, порассуждать о научном познании мира. Максим Ильин представил серию изображений, символизирующих этапы научной работы: периодическая таблица Менделеева, первый в мире рентгеновский снимок, работа полевого антрополога, вручение нобелевской премии. Визуальный ряд позволил представить сферу абстрактного научного познания как набор реальных социальных практик и умений. Работа ученого стала ребятам ближе и понятней. Проводя рефлексию, участники мастер-класса наносили на специальную схему результаты своих умозаключений (методика фишбоун).

Присутствующие на мастер-классе преподаватели, высоко оценили методический и дидактический потенциал экспериментальной методики. В заключение встречи, один из учителей отметил, что в школе иллюстративный материал чаще занимает вспомогательную роль. Данная же методика ставит визуальное восприятие в центр внимания, что может помочь учителям найти общий язык с современными школьниками, носителями клипового сознания.

Мастер-класс прошел в рамках Всероссийского фестиваля «NAUKA 0+», одной из площадок которого является Центр науки горьковской библиотеки. Кроме того, мероприятия является частью большого проекта исторического факультета «Методическая школа истфака». Целью проекта – говорит декан исторического факультета Дмитрий Владимирович Шмуратко, - является методическая поддержка выпускников исторического факультета, работающих в системе образования, а также распространение и популяризация передовых современных образовательных методик и технологий».

Присоединяйтесь к нашей группе

Вконтакте

Facebook

Instagram